Ретрогейминг (англ. retrogaming), классический гейминг (англ. classic gaming) или олдскульный гейминг (англ. old school gaming)[комм. 1][1] — определение, подразумевающее ностальгическое увлечение старыми играми, как правило с пиксельной графикой. Так как некоторые люди, увлекающиеся старыми играми, на основе общих интересов объединяются в группы, ретрогейминг также можно называть субкультурой[2][3]. Предметом интереса у ретрогеймеров становятся устаревшие игры и приставки, давно снятые с продаж, порты старых игр. Своё увлечение ретрогеймеры объясняют ностальгией, аутентичностью, увлечением ретро-стилистикой, эпохами прошлого и т.д.[4]. Вместе с общим старением аудитории геймеров продолжает расти и интерес к ретрогеймингу[5].
Ретрогейминг как явление возникло практически с рождения самой игровой индустрии, но приобрело особую популярность вместе с распространением интернета и программ, позволяющих запускать эмуляции видеоигр[5]. Ретрогейминг связан с движением электронного архивирования и культурой ремиксов[6]. Ретрогейминг также означает создание новых игр, выдержанных в стиле старых игр. Увлечение старыми играми способствовало возникновению отдельной отрасли в игровой индустрии, занимающейся перевыпуском старых игр и старых игровых приставок[5][5].
Ретрогейминг рассматривается как одно из направлений в ретрокомпьютинге — увлечении старыми компьютерами и программным обеспечением к ним[6]. Под ретрогеймингом также может пониматься увлечение не самими старыми играми, а их художественной эстетикой, в том числе пиксель-артом или чиптюном. Это выступает важной частью субкультуры
Мужчина играет на приставке Atari 2600
Описание
Ретрогейминг зародился ещё в 1970-е годы на Западе почти сразу же после зарождения игровой индустрии. В то время компьютерные игры и приставки мгновенно становились популярными и так же быстро устаревали вместе с выпуском более современных и улучшенных приставок и игр. Уже тогда некоторые игроки начали формировать сообщества и клубы, где обсуждали и играли в устаревшие, потерявшие популярность игры[5]. Тем не менее ретрогейминг как современный феномен возник в 1990-е годы вместе с возникновением интернета и онлайн-форумов[5]. Этот же период пришёлся на взросление первого поколения геймеров, родившихся между 1966 и 1976 годами и заставших первые игровые приставки и аркадные автоматы[9].
Впервые определение «ретро» было применено к компьютерным играм в журнале RetroGames, выпущенном в 1997 году совместно Робертом Фразуром и Turbo Zone Direct. Редакция журнала занималась продажей и починкой уже тогда устаревших игровых приставок Turbografx-16, Sega Master System и NES. В 1998 году редакция запустила сайт retrogames.com, публикующий эмуляции устаревших игр. Интерес к ретрогеймингу сильно возрос на рубеже XX и XXI веков вместе с началом массового выпуска трёхмерных игр для игровых приставок шестового поколения и выше. Под ретрогеймингом стали подразумеваться приставки пятого поколения и ниже, выпущенные к ним игры или все игры, выпущенные в эпоху аналогового телевидения и созданные для экранов с разрешением 4:3. Разработчики, увлекающиеся ретрогеймингом, стали создавать игры в ретростилистике — с двухмерной графикой, ограниченной цветовой палитрой. Прежде всего это инди-игры[10][11]. Нет чёткого критерия, определяющего, какие игры можно причислять к ретро, а какие — нет. Это становится почвой для постоянных споров среди ретрогеймеров. Общественное и коллективное восприятие ретроигр меняется со временем: если изначально под этим определением строго понимались двухмерные игры 8- и 16-битной эры, то со временем к ретроиграм стали причислять и игры ранней 3D-эпохи или начала 2000-х годов[5].
Ретрогейминг особенно популярен в Японии с 2000-х годов. Ностальгию по старым играм активно эксплуатирует компания Nintendo, рьяно защищая авторские права своих старых игр и периодически выпуская ремейки или ремастеры своих старых игр серии Mario[12] или запуская интернет-сервисы с библиотекой своих старых игр — Virtual Console[13] или Nintendo Switch Online[14][15].
Винтажный ретрогейминг
Продажа подержанных Game & Watch
Под винтажным ретрогеймингом подразумевается не только увлечение старыми играми, но и коллекция старых, оригинальных носителей — игровых приставок, картриджей, дисков[16], игрового оборудования и прочей связанной со старыми играми продукции. Некоторые из этих предметов ввиду своей редкости могут быть очень труднодоступными и дорогими[17][18].
Чтобы добыть редкий предмет, коллекционеры постоянно посещают блошиные рынки, бартерные магазины и отдельные аукционные площадки[19]. Цена на старое оборудование, как правило, ниже, чем его изначальная розничная цена[20]. В Японии распространены комиссионные магазины, продающие игры и игровое оборудование[21]. Некоторые сайты, посвящённые ретрогеймингу, составляют подробные инструкции, как подключать старые приставки к современным телевизорам[5].
Коллекционеры старой техники и игровых носителей могут стать целью для мошенников, создающих поддельную продукцию, не представляющую никакой коллекционной ценности[20]. Вместе к ростом популярности ретрогейминга и его коммерциализации, компании вроде Electronic Arts или Sega[16] стали повторно выпускать старые игровые приставки с рядом улучшений, например, встроенной библиотекой старых игр[22]
Эмуляция старых игр
Эмуляция старых игр выступает важной частью культуры ретрогейминга и фактически сформировала эту субкультуру в её современном виде вместе с возникновением интернета и сайтов, публикующих эмуляции[5]. Игры из 80-х из 90-x годов выпускались на носителях и для оборудования, которое зачастую даже в подержанном виде сложно добыть[5]. Эмуляции, доступные бесплатно в интернете, позволили многим геймерам, давно выбросившим свои старые приставки, насладиться играми детства[5]. Существуют разные способы скопировать данные игры (ПЗУ) с картриджей или дискет[5], эти игры затем публикуются в интернете дял бесплатной загрузки[16]. GOG.com — сайт, известный тем, что стремится приобрести права на заброшенные правообладателями игры и публикует их без защиты DRM[23]. Есть также компании Limited Run Games и iam8bit (англ.)рус., которые занимаются публикацией старых игр[24].
Также старые игры могут официально издаваться в составе сборников, где несколько игр помещаются в эмулятор[25]. Именно ретрогейминг связывают с популяризацией и доступностью эмуляций и эмуляторов — программ, имитирующих работу другого обрудования (например, игровых консолей) или ПО на ПК[5]. Иногда ретро-игры могут выпускать для современных игровых приставок или компьютеров, однако в этом случае речь не идёт об эмуляции, так как перерабатываются исходные файлы игры ПЗУ[16]. Такие игры выпускают как часть коллекции в цифровом виде или на физическом носителе, также коллекции старых игр загружают в портативные телеконсоли (англ.)рус.[5]. Такие приставки имеют встроенную библиотеку игр, чаще всего от Atari, Sega или Nintendo. В эти игры можно играть при подключении приставки к телевизору[16]. Вместе с ростом спроса на старые игры, их перевыпуском и защитой авторских прав стали заниматься некоторые крупные игровые издатели, такие как Nintendo или EA Games[5]. В 2000-е годы ретрогейминг стал важной и прибыльной частью игровой индустрии[5].
Авторские права
Основная проблема вокруг старых игр связанна с их неясным авторским статусом. С одной стороны практически всегда это заброшенное программное обеспечение, то есть правообладатель не выпускает и не поддерживает его, с другой стороны срок действия авторских прав в большинстве стран превышает само существование игровой индустрии. Эмуляции обычно создаются третьими лицами, не имеющими отношения к владельцам авторских прав. Они размещают копии игр бесплатно на специальных сайтах[16]. Фактически это незаконная деятельность, и распространение эмуляций можно считать пиратством[26]. Некоторые компании, в частности Nintendo, активно борются с нелегальным распространением своих старых игр в интернете[27]. Однако большинство разработчиков и издателей игнорируют эмуляции[16], так как чаще всего они не занимаются распространением этих игр и судебные иски против создателей эмуляций несут убытки компании[26].
Игры
Ретрогейминг может применяться к разным явлениям игровой индустрии: это могут быть ремейки или ремастеры старых игр с некоторыми улучшениями, например усовершенствованной графикой, или создание новых игр, выдержанных в «ретро-стиле» старых[28][29].
Часто ремейки или демейки известных игр создают фанаты на безвозмездной основе — так называемые фанатские игры[30], по причине того, что правообладатели довольно быстро отказываются от поддержки и распространения своих игр (abandonware). Ремейки или создание игр в ретро-стиле тесно связано с развитием чиптюна в контексте ретроперспективы и ностальгии. Чиптюн, выдержанный в стиле 8- или 16-битной музыки, популярен в играх в стиле ретро, а также среди поклонников демосцены[8][7].
Ремейки
Основная статья: Ремейк (компьютерные игры)
Так как многие успешные игры из прошлого по-прежнему имеют множество старых поклонников, некоторые игровые издатели могут перевыпускать эти игры, улучшая в них графику, игровой процесс и т. д., чтобы заново продать продукт игровой аудитории. Ремейки делятся на несколько типов в зависимости от характера изменений; собственно самим «ремейком» называются игры, где не просто была улучшена графика, но и, например, переработан интерфейс, расширен игровой процесс и добавлен игровой материал, например, новые персонажи[31][32][33]. Примеры ремейков — The Legend of Zelda: Link's Awakening (англ.)рус. и Pokémon Brilliant Diamond and Shining Pearl (англ.)рус., где игровой процесс из оригинальных двухмерных игр был перенесён в трёхмерную среду. Если игра подвергается значительной доработке, но при этом игровой материал остаётся практически неизменённым, её принято называть «ремастером»[31]. Например это Mass Effect: Legendary Edition.
Так как многие игры, подвергшиеся ремейку или ремастерингу, обладают культовым статусом у ретрогеймеров, ремейк или ремастеринг игры должен проводиться осторожно, переработка игрового процесса и визуальной части требует бережного отношения к первоисточнику и самого главного — сохранения оригинального духа игры. В противном случае старые фанаты устроят скандал и ревью-бомбинг, обвиняя разработчиков в неуважении к первоисточнику. Многие особенности старых игр, например густой туман в Silent Hill, были добавлены из-за аппаратных ограничений приставок того времени. Тем не менее они признаются геймерами их неотъемлемыми атрибутами, а не недостатками. Скандалы, сопровождающие ремейки/ремастеринги, чаще всего касаются исключения подобных особенностей из игр[34].
Ремейки могут создаваться как самими правообладателями, так и совместными усилиями фанатов устаревших игр, например это проекты OpenRA на основе Command & Conquer или Pioneers на основе Frontier: Elite 2[35][36].
Демейки
Пример «демейка» (слева) игры God of War: Ragnarök 2022 года с изображением Ёрмунганда. В этом случае графика выдержана в стиле игры из начала эпохи трёхмерных игр рубежа 1990-х и 2000-х годов
Демейк — обратное явление ремейку[37], когда на основе современной игры создаётся её упрощённая или «состаренная» версия с более простой графикой, музыкой и другими игровыми элементами, но с сохранением оригинальных игровых механик, дизайна уровней и сюжетной линии. Демейк предполагает не просто упрощение, а придание эстетики устаревшей игры[38]. Пример такой игры — Gang Garrison 2, двухмерный клон Team Fortress 2[39]. В отличие от ремейков/ремастеров, демейки создаются энтузиастами. Они могут делать эти игры совместимыми для игры на старых приставках[37]. Демейки также пользуются популярностью у ретрогеймеров, которым интересно представить себе, как могли бы выглядеть современные игры в эпоху их молодости или детства[40].
В интернете активно небольшое сообщество разработчиков-любителей, создающих копии известных игр в стиле 8- и 16-битных игр[29]. Первые упрощённые игровые клоны создавались для аппаратных клонов приставки Famicom в Китае ещё до появления этого понятия. Известный пример такого клона — Final Fantasy VII для Famicom[41].
«Ретро»-игры
Игры, выдержанные в ретро-стиле, или «нео-ретро»[42], также пользуются большой популярностью у ретрогеймеров и выпускаются инди-разработчиками. Ретростиль позволяет экономить на разработке графики без потери визуального и эстетического качества игры. Также игры, выдержанные в стиле ретро, предлагают оригинальные механики и визуальные трюки, которые невозможно было бы воплотить с имеющимися технологимями несколько десятилетий назад[43]. Инди-разработчики, как правило, сильно ограниченны денежными средствами и ресурсами, что не позволяет им создать игру с продвинутой графикой и трёхмерной средой в хорошем качестве. Создание двухмерной игры в ретро-стиле выступает отличным компромиссом: ограничения, налагаемые на качество изображения и звука в старых играх, позволяют инди-разработчикам сконцентрироваться на проработке игрового процесса и дизайна уровней[29][44]. Напротив, крупные издатели игр избегают разработки «ретро»-игр, предпочитая концентрироваться на разработке мейнстримных игр, гарантированно приносящих высокие доходы с продаж[44].
«Ретро»-игры создаются не только для старых игроков, благодаря им ретро-эстетикой начинают интересоваться и новые игроки[45]. «Ретро»-игры не обязательно должны содержать пиксельную графику и ретро-эстетику, это также может быть создание интерфейса, игрового процесса и дизайна уровней, типичного для старых игр, как, например, в Pillars of Eternity[44].
С ретро-стилем прочно связан игровой жанр метроидвания, само определение зародилось в 2000-е года, чтобы обозначить двухмерные игры, в целом копирующие игровой процесс, дизайн двухмерных уровней и эстетику игр серии Metroid и Castlevania из 80-х и 90-х годов[46][47]. Имитация старой, 8- или 16-битной пиксельной графики является хоть и не обязательной, но одним из основных качеств игр жанра метроидвании[48].
Влияние
Поклонники старых игр могут организовывать тематические клубы. Ретрогеймингу посвящены некоторые игровые выставки — Retro Gaming Expo[49], Retro World Expo[50], RetroGameCon[51], SoCal Gaming Expo[52] и другие. Ретрогеймеры формируют довольно крупные и активные онлайн-сообщества. Сайты, посвящённые ретрогеймингу, включают обзоры старых игр, интервью с разработчиками, фанатский материал, пошаговые руководства по играм и доски объявлений[5]. Старые игры пользуются популярностью у спидраннеров и игроков, стремящихся побить игровые рекорды[53]. С ретрогеймингом связаны поклонники файтингов Street Fighter и Mortal Kombat[54], создаваемых изначально для игровых автоматов. Некоторые файтинги продолжали выпускаться для аркад даже после окончания аркадной эпохи[55], например Super Street Fighter II Turbo[56].
Старым играм посвящается множество музейных выставок или даже целые музеи, например это Берлинский музей компьютерных игр, выставка The Art of Video Games, организованная в Смитсоновском музем американского искусства[57]. Национальный музей игр в Нью-Йорке в 2015 году открыл всемирный зал славы видеоигр, в котором добавляются игры в основном из 1980-х и 1990-х годов[58].
Ретрогейминг способствовал популяризации пиксельной графики как художественного направления — пиксель-арта с 2010-х годов[59][60]. В частности возрождение интереса к пиксель-арту происходило вместе с массовым выпуском инди-игр с пиксельной графикой, особенно Superbrothers: Sword & Sworcery EP, Fez, Papers, Please, Shovel Knight, Stardew Valley, Octopath Traveler и других[61]. Скриншоты из Sword & Sworcery становились вирусными в социальных сетях, способствуя развитию пиксель-арта[62]. Пиксель-арт является важным элементом субкультуры демосцены[63]. С ретрогеймингом также связано развитие музыкального жанра чиптюна[64], или «8-битной музыки», имитирующей простое тональное сопровождение в старых играх, в качестве образца берётся, как правило, музыка из игр для Game Boy[65].
Критика и анализ
Люди играют в старые игры на старых приставках
Дэвид С. Хайнеман c сайта GamesCriticism, анализируя феномен ретрогейминга, заметил, что он связан с общественной памятью, основанной не на реальном прошлом, а на его интерпретации. Как правило, ретрогеймеры воспринимают старые игры через призму идеализации и романтизации в сравнении с тем, как эти игры воспринимались общественностью или даже разработчиками в момент их выхода[5]. Редактор журнала VC заметил, что ностальгирующие по старым играм — те, кто сформировал свои вкусы в период актуальности этих игр, и поэтому по многим причинам старые игры могут казаться им лучше, новые же игры они склонны ругать. Это естественная часть старения, аналогично поколение бэби-бум может считать лучшей музыку и кино из периода их молодости (1960-е — 1980-е года)[1].
Ретрогеймеры состоят в основном из людей старше 30 лет, для которых самая явная мотивация любить старые игры — ностальгия по прошлому, по времени, когда они, ещё будучи детьми или подростками, опробовали свои первые игры и которые в их восприятии являются самыми лучшими[5]. Возраст человека прямо влияет на то, по каким играм он будет ностальгировать, например, люди старше 45 лет ценят в старых играх социальный опыт и простой геймплей, типичный для игр аркадного бума рубежа 70-х и 80-х годов[5]. В постсоветском пространстве в компьютерные игры начали играть с 1990-х годов, поэтому к так называемым «олдскульным» принято причислять игры между второй половиной 1990-х и первой половиной 2000-х годов[1].
Хотя это применимо и к другим старым произведениям, например кино, театру, литературе и т. п., именно старые игры собрали вокруг себя самое крупное и сплочённое сообщество поклонников. Хайнеман предположил, что причина кроется в том, что из всех произведений именно игры обеспечивают погружение в свои миры и истории через игровой процесс, иногда позволяя влиять на развитие сюжета[5].
Ретрогеймеры становились предметом отрицательного внимания после инцидента с убийством женщины-ретрогеймера. Так как ностальгия ретрогеймеров приходится на эпоху, когда в компьютерные игры играли преимущественно мальчики и мужчины, часть из них отрицательно относятся к тому, что современные игры популярны у женщин и учитывают их интересы, называя это вторжением идеологии феминизма. Среди основной массы ретрогеймеров такие люди в меньшинстве, тем не менее они могут устраивать травлю против немногочисленных женщин-ретрогеймеров, считая недопустимым их участие в ретрогейминге
© Retro-Bit.Ru