Локальные сети нулевых и мой опыт пользователя ПК в нулевые.
Локальные сети нулевых и мой опыт пользователя ПК в нулевые.
Я приветствую Вас, уважаемые любители компьютеров и компьютерных игр! Сегодня я хотел бы затронуть щемящую душу тему, по крайне мере для тех, кто был любителем ПК в начале 2000-х и максимально может прочувствовать, вспоминая то, о чем я сейчас расскажу. Так же в этом посту я буду затрагивать некоторые моменты жизни нулевых. Осторожно, дальше может возникнуть приступ ностальгии... По крайне мере у меня возник.
Шла первая половина 2000-х годов. Я уже пересел со своего celeron 333 mhz на 370 сокете 810 чипсете и встроенной графикой на более мощный Celeron tualatin 1100 mhz s370 i815 чипсет, 512 мб SD RAM и 64 мб видеокарта Nvidia GeForce 4 titanium 4200.
На этом фото как раз мой компьютер в 2004 году. Запущена очень популярная на тот момент браузерная игра TimeZero, игра пошаговая и не требовала много трафика.
В то время я жил в частном доме, поэтому локальная сеть ограничивалась только нашим домом. Всего двумя ПК, моим и брата. Мы были в соседних комнатах.
В многоквартирных домах люди во всю кидали друг другу из окон провода, нам в частном секторе это было делать намного сложнее.
Но все мы тогда любили, чего греха таить, посидеть в компьютерном клубе, и помечтать, о том, как бы было классно, играть по сети не выходя из дома.
Прошу прощение за качество снимка, снято на Siemens c65, фото из личного архива - играем по сетке в приличном клубе, в аллоды 2, который в нашей школе был по совместительству кабинетом информатики. 2004 год.
Если юный читатель меня не понимает, я поясню, интернет тогда был, либо через Dial-UP модем, который позволял играть, занимая телефонную линию, и стоил очень дорого, даже по сегодняшним меркам. Например, 1 час интернета стоил 30 рублей, если подсоединяться через ГТС (Ха, даже сейчас помню: Имя пользователя otts, пароль otts, номер для звонка 8w770). Правда со скоростью 33600 БИТ в секунду, (которую далеко не всегда удавалось получить стабильно, обычно соединялось на 22400 и т.п.), много за 60 минут скачать не успеешь.
Да и телефон в доме часто был нужен старшим членам семьи, ведь сотовые хоть и были, но тоже звонить по ним было не дешево.
Нет, ну мы, конечно же играли по интернету, в Warcraft III, для этого покупали интернет карточки от Сибинтерком или Ролл, там было ограничение по трафику, а ни времени, и давалось целых 150 мегабайт интернета. Правда играть приходилось ночью, ведь днем обязательно кто-то поднимет трубку и будет дисконнект.
Забавно, что у меня все еще остались лицензионные диски от третьего варика, и все еще есть учетка в Battle.net.
С чего мы начали нашу локальную сеть
Но да, меня немного увело в сторону. Вернемся к нашей сети.
Идея сделать локалку витала в наших головах, тем более два компьютера были уже соединены.
С нами по соседству жил мой одноклассник, его первого было решено подключить к нашей внутридомовой сети из двух компьютеров. Залезли на крышу, померили расстояние. Купили провод UTP, щипцы для обжима коннекторов RJ-45, сами коннекторы и вперед. Пролет между нашими крышами был довольно большой - около 50 метров. Были опасения, что при сильном ветре и непогоде утипиха не выдержит, и ее оборвет, поэтому решили использовать вязальную проволоку, скрутив две жилы, в качестве укрепления. К вязальной проволоке на стяжки крепилась утипиха. Схематично это выглядело так:
Это просто схема, для понимания, как крепили провод к проволоке
Естественно проволока не медная, просто для фото не нашел другую. Синим обозначены места стяжек, каждые 10 см. И такого удовольствия 50 метров. Собрали на земле, затем затащили на крышу и натянули, закрепив к стене чердака.
Так нас стало трое в локальной сети. Играть стало веселее, для обмена информацией больше не требовалось доставать жесткий диск.
Пришел друг с жестким диском - пришло время обменяться новой информацией
А вы думаете почему, на старых фото часто у компьютеров боковые крышки открыты? Думаете они перегревались? Как бы не так. Просто было лень прикручивать, ведь завтра пойдешь к другу с диском, а после завтра к тебе придут, обмениваться добытой информацией ))
За этим окном дом моего соседа, с которым мы протянули сеть
Что же, три компьютера в локальной сети, это хорошо, но хотелось большего. Проблема заключалась в том, что ближайший от нас общий друг, любитель компьютеров, жил на соседней улице. Расстояние до него было через два соседских огорода и нашу улицу - около 100 метров.
Посовещались все вместе некоторое время и приняли решение, поговорить с его соседом, может он тоже захочет в локальную сеть. И он захотел, так что теперь наша сеть стала выглядеть так:
Единственное, что было негативного - бабка из дома напротив, которой очень не нравился провод над её огородом. Но к счастью она быстро успокоилась и забыла про него.
Вид из окна моего дома на дом "Ещё 1 юзера" в 2006 году. Провод локальной сети заходит под угол его крыши. Так же видно зеленый забор дома бабульки, которая была не рада нашему проводу над её угодьями.
Архитектура сети
Здесь все было максимально просто. У каждого дома стоял сетевой концентратор, в него подключался его ПК и следующий дом. Лично у меня стоял вот такой вот концентратор от д-линк.
Еще крутая штука, которая была в нашей сети, это то, что длинный провод мы крепили на витую пару, или в народе - полевик. По той же схеме, что с первым соседом, но вместо вязальной проволоки использовался полевик. И наш общий друг где то достал мини АТС, запустив её через витую пару. У нас был свой внутренний телефон. Вот так выглядел компьютер моего брата в то время. Слева - телефон городской, справа - внутренний телефон локальной сети )).
Обратите внимание справа над системным блоком. Внизу свич Д-линк, над ним диалап модем Zyxel. Так же на колонке валяется системная дискетка ))
И вот жили мы в таком составе локальной сети, как в один прекрасный день узнали, что есть еще желающие объединяться, и пошло дело дальше.
Кстати усилитель "радиотехника" (на верхнем фото в столе) к сожалению приказал долго жить. И пришлось вспомнить все свои навыки радиолюбителя, и с братом запилили усилок из того, что было. В качестве корпуса использовали корпус от блока питания, а схему взяли в журнале Моделист Конструктор.
Звучал отлично. Но через несколько лет купили новый. Все таки этот был на 25 ВТ.
Мы уже были наученные опытом, пообщались с соседями, познакомились, стали рассказывать, что сколько стоит, и дело пошло.
Сеть стала быстро расти, по той же самой схеме, что и раньше. У каждого дома свич, в который приходит провод от соседа, провод от его ПК и идет провод к следующему дому. Так за пару месяцев нас стало более 20 человек.
Главные враги локальной сети
Первые - это бабки. Им крайне не нравилось, когда над их огородом или домом протягивался провод. Но обычно они хоть и ругались, но не вредили нам. Одна только участкового вызвала, но он был в нашей сети, так что все было ок )
Вторые - грузовые автомобили. Дело в том, что у нас было слабое место в локалке, протянули на столбе провод через петлю металлическую и кинули с другой стороны на крышу. Получилось низковато. Камаз проезжал. Но иногда по улице проезжал высокий грузовой автомобиль. Было это редко. Раз в 3-4 месяца. но было стабильно. Провод просто рвало, и приходилось делать скрутки и переделывать. Выше проводить не получалось, мешала высоковольтная линия. Мы хоть и были тогда безбашенными, но точно знали, что десятикиловольтная линия очень опасна.
Третьи - представители электросетей. В некоторых местах наши провода были протянуты по столбам электро сети. стабильно раз в год обходчики срывали наши провода. Но мы их быстро восстанавливали, все таки это был ограниченный участок.
И самый главный враг, не живой, а природное явление - ГРОЗА. В Грозу свичи отключали. Если проспишь - с большой долей вероятности в свиче будет минус один порт.
Учитывая все проблемы, которые мы встречали, появились правила пользования локальной сетью, которые мы сами и придумали.
Правила внутри локальной сети
Каждый член сети должен был создать папку на компьютере, которая бы была открыта для обмена данными, там размещался полезный контент: Дистрибы игр, музыка, фильмы, музыкальные клипы, смешные ролики, картинки и т.п. Все, чем делились между собой люди.
Например из локальной сети я утащил бету 3-го варкрафта =)
Нельзя было выключать свич. Ведь если он будет отключен, то все компьютеры, которые после этого дома не видели другую часть сети. Исключение составляет гроза - там выключить сеть не просто можно но и нужно! Это все понимали.
Как то раз копировал игру, и кто-то отключил свич. В итоге я получил следующую картину по оставшемуся времени:
Обидно, что свич отключили в конце копирования, ведь оставалось совсем не долго...
Недовольные юзеры часто ходили по домам к тем, кто отключал свич, чтобы убедить его все включить, как было. Более того, был у нас один ущербный паренек, его так за глаза и прозвали "Ущерб", ведь он сначала провод порвал, когда тянули, а потом еще свич разбил, уронив его с крыши (зачем вообще он его туда взял?). Так вот у него вечно что то глючило или лагало, и он всегда просил помочь ему. если никто не откликался, отключал свич. А он ведь находился по середине локалки, и просто отрубал половину юзеров.
Так же было желательно ходить на сетевые сходки, где в основном собирались выпить пивка и обсудить новости локалки, обсудить дальнейшие планы развития.
Общение внутри сети
Естественно, что нашей мини АТС не хватало на всю сеть. Она была всего на 4 номера. и нужно было как то общаться. Для этого мы использовали vypress chat. Ох и крутая по тем временам программа была. Но сколько там было агрошколоты ))
Вот только они не совсем понимали, что этот чат не интернет (тогда был мессенджер ICQ, полностью анонимный, и школьники в нем любили проявлять свою дерзость на полную), и то, что он там смело пишет сидя за компьютером потом могут вспомнить на сетевой сходке и придется отвечать. А могли даже и домой прийти и призвать к ответу. Тогда школьники понимали, что нельзя говорить все, что вздумается малознакомым людям ))
Так же, если в чат заходила девушка, а они тоже были в нашей локалке, к ней сразу начинали клеиться озабоченные школотроны, как в самом чате, так и в привате ))
Кстати о девушках. Было очень круто сходить и помочь настроить компьютер/переустановить винду у девушки. За это всегда была приятная награда. Или покормят или поцелуют ))
Переустановка винды у одной из девушек с нашей локалки. Этап выполнения скандиска.
Так же в чате была доска для рисования и доска объявлений. На доске для рисования, естественно всегда была всякая непотребщина.
А доску объявлений использовали по назначению, продавая барахло. Я даже продал там свой первый цифровой фотоаппарат HP Photosmart 320 за целую тысячу рублей )) Авито тогда не было. Была газета из рук в руки или "проспект".
То самое фото с доски объявлений нашего чата
Тогда же купил себе телефон Siemens C65 )).
Кстати, когда я купил этот С65, я брал его сознательно. Хотелось альтернативу диалап модему. А у этого сименса был ИК-порт, через который очень легко ПК можно было подключить к интернету по технологии GPRS (В народе его еще называли "жопорезом"). Он идеально подходил для ленивого браузерного серфа по интернету, ведь трафик даже тогда был недорогим, единственная проблема его была в низкой скорости, долго загружались странички. Но мы отключали все картинки в браузере еще при диалап, и были к этому приучены. Так что не испытывали дискомфорт. На GPRS можно было играть только в пошаговые игры, ведь пинг в 500-600 мс не способствовал победам ))
Во что играли?
Естественно, для нас локалка, в первую очередь, игры. Играли много и во всякое. Но были некоторые вещи постоянные.
Во-первых - в локалке постоянно был поднять сервер для CS 1.6 там все время кто-то с кем-то играл, собственно, как и в любом компьютерном клубе того времени.
Во-вторых: HL. Лично мне всегда больше нравился Half life. Там, на карте Crossfire мы устраивали постоянное грубое месилово. Было весело =)
Делал этот скриншот, потому, что 90 60 90 ))
Чтобы поиграть в другие игры, нужно было договариваться, ведь не все любили жанр RPG.
Но все же, в сети мы всегда находили желающих. Достаточно было кинуть клич в чат и в личку писали желающие сыграть.
Играли в Warcraft III в кастомные карты,
Diablo II LOD Expansion,
Neverwinter nights,
Dungeon Siege
Аллоды или проклятые земли
Так же отдавали дань уважения и играм из прошлого. Quake 1,2,3 DooM2, Duke 3D, все же я начинал свой ПК путь с 386 IBM. А проходить Doom2 в кооперативе очень весело ))
К слову у нас была версия с улучшенной графикой. Вот скриншот из неё.
В то время мы выписывали журнал СИ (страна игр) и с удовольствием читали статьи про World of Warcraft, мечтая, о том, чтобы он скорее вышел. А так же следили за бета тестом на сайте русских Blizzard. Качали от туда скриншоты через диалап и ждали.
Скриншот бета версии WOW из первой половины нулевых
И в 2006 году наши мечты сбылись. Он вышел. Но он был по подписке и платный, для нас - слишком дорогой, так что мы шли лесом, пока однажды один товарищ не нарыл где то кривой WOW сервер. Именно тогда я познакомился с этой игрой. Но до чего же там было много багов. Монстры бежали сквозь стены, в порядке вещей. На начальных локациях паслись мобы, которые валили с одного-двух ударов. Квестов работало только процентов 30. Но. Это был WOW, о котором мы так мечтали, и даже в такое ужасное нечно было весело играть по локальной сети. Тем более, в статусе Game master мы исправляли для себя этот забагованный мир, убавляя и добавляя мобов, где это было необходимо.
Эра интернета
По-моему это было в 2007 году. Повсюду стали появляться объявления о недорогом АДСЛ-интернете.
Нам обещали космические по тем временам скорости в 1-2 мегабит (по сравнению с нашими 33,6 килобит диалап модема). Более того в локальной сети появились предложения о продаже интернета через сеть. Те у кого был домашний телефон уже успели подключиться к АДСЛ (у нас это был веб-стрим).
Мне рассказывали, что при раздаче интернета 24/7 через ADSL-модем, он начинал перегреваться, появлялись лаги в интернете, для решения проблемы на модемы даже колхозили вентиляторы =)
С таким охлаждением интернет не тормозил
Кстати, благодаря тому, что появился АДСЛ интернет, появился и общегородской сервер WOW. Ох и классно же тогда было на нем играть. Баги были, но их было в разы меньше. Была куча игроков. И тогда я впервые докачался до 70-го )). Кстати однажды у нас случился баг на сервере и у части персонажей перестала отображаться одежда. Мы просто собрались в баре Штормвинда и устроили он-лайн пьянку с танцами. Было забавно.
И казалось бы - все отлично, сеть функционирует, люди пользуются через нее интернетом, продолжают делиться тем, что скачают. Но, увы, все хорошее когда-то заканчивается.
Упадок локальной сети
Как оказалось, вся сеть держалась на голом энтузиазме. время шло. Многие пацаны, кто с удовольствием лазил по чердакам и деревьям с бухтой проводов - выросли. Многие разъехались по местам своей учебы, а взрослое поколение пользовалось компьютером исключительно для интернета. Но в 2010 году появились 3G модемы и смартфоны. Интернет, раздаваемый по локальной сети, стал уступать в скорости 3G модемам. Так же появились провайдеры с безлимитным интернетом. Энтузиастов-пацанов становилось все меньше. Сеть стало обслуживать некому. Да и не нужна она стала. Большинство таких сетей ушли в прошлое, как и дух того неповторимого времени. Сетевые сходки проходить перестали. Локалка перестала функционировать. Все заперлись у себя дома, рыская по интернету на высокой скорости, не замечая никого вокруг. И сегодня, как бы это странно ни звучало, мы стали ограничены своим безлимитным интернетом.
Осколки прошлого
Так что, если вы гуляете по своему району, обратите внимание на стены и крыши домов
Это не просто обрывки проводов, это обрывки чьего-то счастливого детства и юности.
Ну вот так вот, я немного предался воспоминаниям и поделился ими с Вами. Надеюсь вам было интересно. Если это так, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, я увижу ваш интерес и сделаю продолжение. Кроме того, я напоминаю, что сейчас делаю локалку у себя в квартире, для ретроигр. Дальше я расскажу про компьютерные клубы и свой нынешний проект локалки в квартире. Ну а на этом я прощаюсь с Вами, Удачи!
Все права на материал с сайта сохранены и принадлежат их авторам. Любое копирование текста с сайта должно сопровождаться прямой активной ссылкой на наш сайт. Все игры (в том числе и онлайн), эмуляторы, и другие программы и материалы, предоставляются на некоммерческой основе (бесплатно) игры скачанные с этого сайта, носят ознакомительный характер и после ознакомления должны быть удалены. Некоторые материалы доступны на картриджах и других легальных носителях, поэтому могут быть приобретены для частного использования.