Super Mario Bros. [NES]
Самая популярная игра про усатого мужика в кепке и самая популярная игра в принципе, подарившая миру наиболее известного вымышленного игрового персонажа, ставшего настоящим символом крупной игродельческой конторы. Этот герой – единственный водопроводчик во всем мире, наедине с которым совершенно не страшно оставить любимую жену.
Super Mario Bros.
А у нас во дворе.
Экран выбора числа игроков, а также белые облака на голубом небе, полагаю,
узнают 99 человек из 100.
В то время, как на Западе, Востоке, а также в самых продвинутых домах обеих столиц народ уже вовсю гонял трехмерного Марио на Nintendo 64, в обычных российских семьях люди довольствовались видеоприставками пусть и менее технологичными, но всё-таки горячо любимыми (PC – разговор отдельный). На первом месте находилась «денди», которая стоила не слишком дорого, продавалась почти везде и в середине 90-х считалась неотъемлемым атрибутом отдельных российских семейств. Ломалась одна – брали другую. Картриджи к ней были весьма дешевы, а прокат так и вовсе обходился в копейки. «Сега», занимавшая второе место, отличалась относительной дороговизной (как приставки, так и игр) и «технологичной» - по меркам дендиводов - графикой. Выше всех по мощи стояли тогда еще экзотические Sony Playstation, Panasonic 3DO («у тебя Goldstar? А это одно и то же?»), совсем уж редкая Sega Saturn – хотя обладание этими приставками считалось почетным, ценили их далеко не все. Почему?
Самой лучшей игрой моего далекого детства была незамысловатая бродилка под кодовым названием «Марио». Хотя, по мнению дворовых экспертов, усатый дядька буквально во всем проигрывал своему главному конкуренту – «сонику», - все сходились на том, что это была лучшая игра того времени. В меру простая (как теперь выясняется, в то время редкий игрок доходил дальше уровня 4-4), в меру красивая, удивительно интересная. Есть что-то магическое, притягательное в незамысловатом игровом процессе хита середины 80-х (во всем мире) и середине 90-х (в продвинутой России): вот, кажется, прыгаешь себе с платформы на платформу, монетки собираешь, кого-то спасаешь – всё одно и то же, а каждый раз как-то… по-разному, что ли…
Спасибо, Марио!
Некоторые уровни имеют весьма причудливый дизайн.
Каким образом огненная цепь оказалась под водой (для меня) -
до сих пор величайшая тайна.
Усатый дядька появился намного раньше Super Mario Bros., но известность (как минимум в РФ) ему обеспечила именно эта игра. В прошлом десятилетии про сюжет этой игры никто ничего толком и не знал, появление Интернета ситуацию не прояснило: в плане сценарной лаконичности Super Mario Bros. может поспорить с самим Doom (люди «в теме» пытались тогда придумать свои сюжеты для «дума», но все сходились в том, что «слабовато», и условно считалось, что просто «дядька мочит уродов»). Злобная черепаха Боузер пленил Принцессу (как мы узнали много позже, звали ее всё-таки Пич), а Марио должен пройти через всё грибное королевство и освободить особу царских кровей.
На самом деле, мало кто задумывался над названием игры, а потому мало кто знал, да и наверняка есть такие, кто и сейчас не знает, но в «Марио» всегда было два главных героя: собственно Марио и его брат Луиджи, предназначенный для режима игры вдвоем. Но по умолчанию спасителем принцессы значится всё-таки Марио, поэтому о нем и поведем разговор. В первую очередь, конечно, в глаза бросается самобытность грибного королевства: водопроводчик бегает по замкам, скачет по платформам, ныряет на дно водоемов, а по пути ему постоянно мешаются какие-то странные существа. Дабы облегчить свое существование, пролетарий кушает грибочки, цветочки, звездочки. На первый взгляд – просто.
Всего в игре 32 основных уровня – по четыре на каждые восемь миров. В конце каждого четвертого этапа Марио побеждает большую черепаху и спасает некое существо, которое высказывается в том смысле, что - спасибо, мужик, но принцессы тут нет. И так семь раз. Среди неофитов блуждают легенды о запутанности Марио: всему виной - весьма редкие трубы «переходов», которые находятся на некоторых уровнях и позволяют значительно сократить дистанцию. В этом-то как раз нет ничего сложного: три четверти игры не заставляют игрока кусать локти и не чинят каких-либо препятствий по пути к финалу. Платформы расположены удобно, между «огненными цепями» - солидные зазоры, противники не особо назойливы. Именно благодаря вводной части игры за «Марио» закрепилась слава не особо (в противовес «принцу» и «сонику») сложной игры. Но первое впечатление обманчиво.
Цветочки, грибочки.
Преодолев все препятствия, Марио в конце концов добирается до очередного замка и
вступает в неравный бой с его главным обитателем.
В начале этого не замечаешь, но вообще-то Марио на прохождение каждого уровня отводится определенное количество времени: не успел - начинай заново. Под легкую, навязчивую мелодию сантехник бодро скачет по зеленой травке, красным кирпичикам и головам противников. Проблем нет. Но ближе к финалу разработчики, очевидно, решили несколько разнообразить игровой процесс и создали зацикливающийся уровень (если Марио будет выбирать неверный путь, то ему придется бежать по этапу бесконечно долго), огромные пропасти и весьма запутанный финальный этап. С высоты эмуляторного «сегодня» приставочное «вчера» смотрится воистину ужасно: обгрызенные ногти, разбитые геймпады, бессонные ночи, десятки попыток перепрыгнуть одну и ту же пропасть – полагаю, что жизнь поклонников Марио в те далекие годы была, скажем так, не сахар.
Даже если просто, абстрагируясь от финальных уровней, внимательно взглянуть на игру, она не кажется уж слишком легкой. Марио не имеет полоски «жизни» и гибнет от малейшего прикосновения противника, управлять им не всегда удобно, а босс каждого мира, как правило, создает определенные проблемы для «маленького» Марио. Как и в любом другом платформере того времени, в «Марио» большое внимание уделялось набору очков и сбору ценных предметов. Очки – это для души, а также для того, чтобы внушить уважение к своей персоне огромным финальным счетом. А вот предметы – совсем другое дело, они несут определенную смысловую нагрузку и во многом предопределяют исход очередного поединка с боссом.
Марио перемещается по уровням и бьет головой по кирпичам и кубикам в надежде выбить из них монетки: 100 штук приносят целую жизнь! При этом любой противник, даже забавные грибы и вроде бы весьма дружелюбные черепахи, с одного касания выдворяет Марио в начало уровня. Бороться с этим можно, вообще-то, по-разному, но по умолчанию противников надо разить сверху: прыгнул на гриб – нет гриба. Выбив из очередного кирпича грибочек, Марио может его скушать и заметно увеличиться в размерах: теперь он сможет проламывать потолки и после вражеского касания не погибнет, а просто «сдуется» до изначального размера. Достав в этом же состоянии цветок, Марио получает возможность кидаться огненными шарами: в это трудно поверить, но есть такие люди, кто играл в Марио еще *тогда*, но до сих пор не знал, что в игре есть возможность бить врага дистанционно! «Огненный» Марио – настоящая машина смерти: всех, конечно, не победит, но против боссов весьма эффективен. В этой связи надо отметить, что главная задача игрока в «Марио» - как можно дольше сохранять «огненный» ранг героя, потому как, уж поверьте, намного проще сохранить этот полезный статус, нежели затем биться «мелким» Марио с финальным боссом.
Оккультизм.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Хотя Принцессу я себе представлял... красавицей, что ли.
Если поставить себе целью пройти «Марио» за день, то сделать это при современном развитии техники не составит труда. «Марио» - запретный плод для детей слишком строгих родителей середины 90-х - по-прежнему радует и глаз, и ухо, и даже пальцы, которые не приходится скручивать в узел ради очередного акробатического трюка. Игра, безусловно, не так симпатична, как современные Braid и Trine, уступает в сложности уже весьма солидным в плане возраста Castlevania и Prince of Persia, звучит (на взгляд неровно дышащего к Star Wars игрока) хуже Super Star Wars, однако всё это не мешает ей быть одной из самых популярных игр в мире.
К Super Mario Bros. вышло огромное количество сиквелов, фанатских ремейков, Марио стал настоящим символом Нинтендо, а представить большую Н без итальянского водопроводчика уже просто невозможно. При участии Марио теперь делают игры почти всех жанров, но тот, самый первый (хотя и не первый) «Марио» (хотя и не только Марио) до сих пор популярен среди игроков и любим, кстати, не только среди них. На мой взгляд, по величию, по вкладу в развитие видеоигр с Super Mario Bros. может сравниться только одна игра – Super Mario 64, но это уже совсем другая история.
P.S.:
Super Mario Bros. нравится почти всем: его без труда можно запустить и даже пройти на КПК, к тому же - это единственная игра на свете, от которой не тошнит мою лучшую половинку.
© Retro-Bit.Ru